Многие школьники не умеют и не любят писать сочинения. Для того чтобы разобраться в данной проблеме и выявить причины специалисты PROFI.RU провели большое исследование. Итогом стал список ошибок, которые чаще всего допускают дети при написании сочинения.
Ошибка № 1: не понимает смысла тезиса.
Это одна из основных проблем, с которой всё начинается: школьники могут не понимать заданную тему, и из-за этого не могут её раскрыть. Часто они приводят аргументы, которые совпадают с тезисом косвенным образом. Часто зацепившись за определенное слово или предложение, используют источник, где встречается подобный оборот.
Как объясняют репетиторы PROFI.RU, для того, чтобы ребенок учился правильно воспринимать текст, необходимо проводить дополнительные занятия: разбирать текста, искать основные тезисы и стараться их понять. Ученик научится не просто транслировать и пересказывать произведения, которые он знает, а осознавать и понимать, что именно от него хотят и насколько подобранный литературный пример соответствует заявленной теме сочинения.
Ошибка № 2: нелогично рассуждает.
Для школьников большой проблемой является неумение четко формулировать мысли, строить предложения в виде логической цепочки, из-за этого часто вместо слаженного повествования, получается неструктурированное рассуждение из набора мыслей.
Репетитор PROFI.RU Елена Александрова: «На занятиях мы учимся думать, рассуждать логически и писать так, чтобы каждая последующая мысль вытекала из предыдущей. Для этого вспоминаем слова-связки: «следовательно», «однако», «но», «в то же время», «несмотря на это» и другие. Часто встречается неправильное использование соединительных союзов «и», «также»: их ставят вместо противительных «но», «однако». Распространен и неправильный переход от аргумента к аргументу. Обязательно нужно использовать правильные союзы и другие средства связи между предложениями, чтобы от одного аргумента перейти к следующему — синонимичному или контраргументу».
Ошибка № 3: строит слишком сложные или слишком простые предложения.
Часто мы на уровне интуиции чувствуем, когда фраза построена неправильно. Тут нет четких критерий или конкретной ошибки, просто предложение не ложится на слух. Ученики пишут мало сочинений — отсюда все проблемы.
Елена Александрова: «Часто ученики стремятся избежать пунктуационных ошибок и используют очень простые, даже примитивные предложения. Когда же они пытаются построить развернутую конструкцию, от неумения и боязни, делают это неуклюже. Получаются громоздкие фразы с повторами союзов, с лишними оборотами и придаточными предложениями. Нужно следить за объемом предложения: оно должно содержать законченную мысль, быть развернутым, но не избыточным и демонстрировать хорошее владение языком».
Ошибка № 4: неверные грамматические конструкции.
Устная речь прощает неточности, письменная — нет. Речевые упрощения проникают в сочинения, появляются неправильные конструкции. Школьники могут начать предложение с указательного «то», не умеют строить обороты, нарушают построение сложноподчиненных предложений, неправильно используют подчинительные союзы и, самое главное, не видят ошибку, даже когда на нее указывает учитель.
Елена Александрова: «Синтаксические и грамматические ошибки имеют глубокие корни. На занятиях мне приходится «ломать» неправильные синтаксические конструкции, ставшие устойчивыми уже в 7 классе, и учить строить грамматически правильные фразы. Мы разбираем теоретический материал и используем так называемые тренажеры. Это комплексы грамматических упражнений, где много заданий на одну и ту же тему. Так тренируется грамматическая зоркость и слух».
Ошибка № 5: не умеет анализировать текст.
Неверное понимание устаревших слов и оборотов — легко решаемые проблемы, сложнее, когда ребенок не понимает общую идею произведения.
Репетитор PROFI.RU Андрей Ранчин: «Самое сложное для выпускников — анализ текста, его правильное понимание. Так, поступок Пугачева из «Капитанской дочки», когда он прощает Гринева, иногда трактуют как проявление доброты, милосердия и используют как аргумент в сочинениях направления «Доброта и жестокость». Но это поступок не добрый. Это воздаяние за то, что дворянин Гринёв совершил добрый поступок и проявил благодарность, подарил самозванцу тулупчик. Можно научить речевым шаблонам и клише, выстроить композицию и логику развития мысли, но это вопрос формы. С содержанием сложнее: тут требуется интуиция, глубокое проникновение в текст».
Сочинение является не просто проверкой знаний русского языка и литературы, но и тестом на общий уровень развития. Сочинение многое может сказать об умении ученика рассуждать, понимать мысль и текст. Крайне важна грамотность: школьники делают очень много орфографических и пунктуационных ошибок. Любой учитель скажет: для борьбы с ними нужно читать художественную литературу и делать упражнения из сборников.